«Еще одно циклическое произведение Г. Дмитриева родилось в 2004 году – симфония-концерт для солистов и смешанного хора «Китеж всплывающий» на стихи Ю. Кузнецова. Успех музыкального воплощения текста был во многом обусловлен высоким качеством литературной основы музыки, удачным выбором и оригинальной компоновкой стихов композитором. До сих пор поэзия Юрия Кузнецова недостаточно широко известна, редко используется в вокальных произведениях. Г. Дмитриев фактически является ее первооткрывателем в композиторском творчестве.
Сегодня истинные знатоки называют Ю. Кузнецова выдающимся, даже гениальным поэтом. По мнению современника, «он был не только Поэтом от Бога, но и пророком. Примеров из его воплотившихся в явь стихов можно привести множество». В стихах этих очень заметна и сильна гражданственно-лирическая струя. Тревога и боль за Россию, пронизывающая многие произведения Ю. Кузнецова, – эмоционально-смысловая доминанта, усиленная метафоричностью стихов, мифологичностью образного строя. Именно этим, прежде всего, поэзия Кузнецова привлекает Г. Дмитриева.
Среди лаконичных стихотворений, вошедших в хоровую симфонию, немало метких поэтических зарисовок, тонких метафор, впечатляющих образов-ассоциаций. В них воплощены и очень емкие, символические образы с глубоким, многозначным подтекстом. За далью времен, отделяющих поэта от реалий и исторических событий, увиденные им некогда и воссоздаваемые в стихах картины, образы предстают как бы в новом историческом измерении – и как реальные лица, и как обобщенные безымянные герои, повстречавшиеся художнику на жизненном пути: это и старик, сражавшийся на Гражданской войне, и мчащийся куда-то лихой наездник, и подорвавшийся на мине солдат Великой Отечественной…
В оттенках интонаций и ладогармонических красок отражены живописные подробности, цветовая гамма, поэтические сравнения и символичные эпитеты, которыми наполнены стихи Кузнецова. В них цвет серый ассоциируется со смертью, «седой косяк последних журавлей», увиденный поэтом как «косым углом летящая косынка» – с отлетевшей женской душой, а косынка синяя символизирует не только вечную юность и женственность, но и женскую долю в целом».
Весна ревнует русскую глубинку.
Люби и помни, родина моя,
Как повязала синюю косынку
И засмеялась девочка твоя.
Всё лето грезит знойная глубинка
Живой водой и мёртвою водой.
И выгорает синяя косынка
На голове у девки молодой.
Туманит осень серую глубинку,
И с головы у женщины седой
Срывает ветер смертную косынку,
Косым углом проносит над водой.
Забило снегом бедную глубинку,
И унесло за тридевять морей
Косым углом летящую косынку –
Седой косяк последних журавлей.
Опять весна – и в русскую глубинку
Весёлый ветер гонит журавлей.
И надевает синюю косынку
Та девочка, которой нет живей.
Ю. П. Кузнецов
Паисов, Ю. Китеж всплывающий. – Текст : непосредственный // Хоровое творчество Георгия Дмитриева / Ю. Паисов. – Москва: Дека-ВС, 2007. – 337, [1] c.