Дух и Дух
Проблема, которая встала перед нами, проблема духовного становления поэта. Можно сказать, что большую часть своей жизни Кузнецов был язычником. Поэтому в то время можно было говорить о духах, «о безгласных идолах», которые и вели язычников. И только в конце жизни он сменил духов на единого Духа: третьего лица Пресвятой Троицы. Об этом поэт поведал в следующем стихотворении:
Троица смотрит прямо.
Но сатана лукав.
«Нет! – говорит близ храма. –
Троица – змей триглав!»
Змей этот смотрит косо,
Древнюю копит месть,
В профиль подряд три носа –
666.
Православным, которые прежде были язычниками, апостол Павел писал о дарах духовных:
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о [дарах] духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
Кузнецов, вступив в лоно православия, получил от Духа Святого дар «различения духов», и ему еще был вручен «меч демонов».
Здесь он продолжил традицию М. Ю. Лермонтова, который в последние годы жизни дал нам, по меньшей мере, два меча против Демонов.
Первый меч отсекает демонов от Бога. Отличие демонской силы от силы божественной заключается в неспособности жертвовать собой.
Второй меч против демонов (Духов Зла) выявляет их неспособность благословлять Творение Божие: «И ничего во всей природе благословить он не хотел».
Именно этим мечом, предчувствуя последние времена, Ю. Кузнецов в последнем своем стихотворении «Поэт и монах» с помощью дара Духа Святого «различия духов» выявляет главу демонов Сатану в монахе.
Дуров, А. А. Метафизика Юрия Кузнецова: к постановке проблемы / А. А. Дуров. – Текст : непосредственный // Юрий Кузнецов и Победа : сборник материалов по итогам конференций / Кузнецовские чтения, 2019–2020 ; составитель Е. В. Богачков. – Краснодар : Книга, 2021. – С 124–125.